Вопрос «Почему в России не умеют снимать кино?» — это, скорее, провокация, чем объективное утверждение. В России есть талантливые режиссёры, успешные фильмы и значительное культурное наследие в кинематографе. Однако есть ряд проблем, которые мешают российскому кино быть конкурентоспособным на мировом уровне:
Коммерциализация vs. Авторское кино
Российское кино часто разделяется на два лагеря: кассовые фильмы, которые ориентированы на массового зрителя, и авторское кино, которое ценится на фестивалях, но редко окупается. В Голливуде этот баланс найден лучше.
Государственное финансирование
Большая часть кино в России создаётся на государственные деньги, что приводит к двум проблемам:
Отсутствие реальной конкуренции и мотивации снимать качественное кино.
Тематические ограничения, поскольку инвестор (государство) заинтересован в определённом контенте.
Проблемы со сценарием
Часто сценарии российских фильмов страдают от шаблонности, слабого диалога и плохой драматургии. В Голливуде сценарии дорабатываются годами, проходят множество редакций, тестируются на фокус-группах.
Качество актёрской игры
В России есть отличные актёры, но индустрия часто использует одних и тех же лиц, а в массовом кино не хватает естественной и органичной игры.
Технический уровень
Визуальные эффекты, звук, монтаж — всё это требует больших бюджетов и опыта. Россия в этом плане значительно уступает Голливуду.
Маркетинг и прокат
Даже если в России выходит хороший фильм, он часто проваливается из-за слабого маркетинга и ограниченного проката.
При этом нельзя сказать, что в России «не умеют» снимать кино. Есть примеры отличных картин: «Левиафан», «Аритмия», «Дылда», «Т-34», «Майор Гром». Но индустрии в целом ещё предстоит развиваться, чтобы конкурировать с мировыми лидерами.